TopList

ВСЕВОЗМОЖНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ И КРОССВОРДЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ.

Полный каталог работ Мастерской кроссвордов доступен в печатном виде только издателям и редакторам.

Всевозможные кроссворды. Образцы.
Головоломки для взрослых. Образцы.
Головоломки для детей. Образцы.
Головоломки. История, правила, абсолютные рекорды, самые смешные и оригинальные ребусы и анаграммы.
Японские кроссворды. История.
Японские кроссворды. Правила.

Кроссворды.

№1 Кроссворд классический (48 кб). Публикация - журнал "Кросс-звезда".

№2 Кроссворд "Заполняйка" (24 кб). Публикация - еженедельник "Лечебные сканворды" ИД "Мегаполис-экспресс".

№3 Кроссворд японский (63 кб). Публикация - еженедельник "Лечебные сканворды" ИД "Мегаполис-экспресс".

№4 Кроссворд цифровой (27 кб). Публикация - еженедельник "Лечебные сканворды" ИД "Мегаполис-экспресс".

№5 Кроссворд цветовой (45 кб). Публикация - еженедельник "Лечебные сканворды" ИД "Мегаполис-экспресс".

Головоломки для взрослых.

№1 Страница головоломок 1 (88 кб). Публикация - еженедельник "Лечебные сканворды" ИД "Мегаполис-экспресс".

№2 Страница головоломок 2 (79 кб). Публикация - журнал "Мир женщины".

№3 Crazy-головоломка (112 кб). Особенность - 100% тематика для подростков, увлекающихся экстремальным спортом. Публикация - журнал "Crazy sport".

Головоломки для детей.

№1 Детская страничка (70 кб). Особенность - красочные рисунки, ребусы, задание - заполни по точкам, детский сканворд. Публикация - газета "Залепуха", ИД "Провинция".

№2 Сканворд "Детский" (82 кб). Особенность - красочные рисунки, все слова известны ребенку. Публикация - газета "Три корочки".

История, правила, абсолютные рекорды, самые смешные и оригинальные ребусы и анаграммы.

Младший брат кроссворда - чайнворд, в нем слова не пересекаются, а располагаются друг за другом, образуя цепочку (по-английски "chain" - цепь, а "word" - слово): конец предыдущего слова служит началом следующего. Слова здесь не так интенсивно связаны между собой, но зато присоединение их друг к другу по цепочке позволяет придавать рисунку чайнворда самую разнообразную форму - геометрическую фигуру, цифру, конутр какого-нибудь предмета и т. д. Чаще всего чайнворд бывает тематическим, то есть все слова в нем относятся к определенной области знаний.

В шараде (от французского "charade") слово, которое нужно найти, разбито на части, например, слоги, имеющие самостоятельное значение: виноград = вино + град, и каждая часть зашифрована, обычно стихотворными строчками. Шарады описаны еще в античной литературе, а своего расцвета они достигли в салонной культуре OOII-ХУIII веков, затем из литературы исчезли, сохранившись только как игра.

Арифмогриф (или, иначе, криптограмма) - задача на отгадывание слов или текстов, где буквы закодированы цифрами, числами и др.
Лесная птица с сильным клювом - 3, 15, 4, 9, 17.
Детеныш свиньи - 12, 11, 14, 11, 16, 9, 7, 11, 6.
Небольшой грызун с острой мордочкой - 2, 10, 1, 5.
Сушеный виноград - 8, 13, 18, 2.
Заменив цифры в следующем числовом наборе на соответствующие буквы, получим полезную пословицу.
7 9 16 2 9 1 8 13 10 6 11 2,
4 1 14 11 12 8 16 5 3 9 17 11 2
(Ответы: дятел, поросенок, мышь, изюм. - Не спеши языком, торопись делом!)

Анаграммы.
Новое слово, составленное из всех букв данного, называется его анаграммой. Два или более слов, образованных из одних и тех же букв, образуют блок анаграмм.
Вот несколько интересных примеров: колба - бокал - блок из двух пятибуквенных анаграмм; приказ - каприз - блок из двух шестибуквенных анаграмм; карта - карат - катар - блок из трех пятибуквенных анаграмм; клоун - колун - уклон - кулон, коран - крона - нарок - норка - два блока их четырех пятибуквенных анаграмм; монета - немота - отмена - блок из трех шестибуквенных анаграмм. Опытные игроки, обнаружив знакомое слово из блока анаграмм, не задумываясь, пишут и все остальные, чем немало удивляют неискушенных "наборщиков".
Анаграммы, открытые еще в III веке до нашей эры древнегреческим грамматиком и поэтом Ликофроном, до сих пор привлекают внимание языковедов, поэтов и просто любителей словесных головоломок. Существуют коллекции, насчитывающие сотни и даже тысячи анаграмм.
Если отойти от канонических правил и не связывать себя грамматическими рамками, то можно придумать множество самых необычных анаграмм. Вот несколько симпатичных образцов: схема смеха, искра риска, масло ослам, фиалка калифа, ужимка мужика, реклама маклера, цитата Тацита, запонка напоказ, апостол полосат, волокита китолова, автодорога дороговата, отбрось робость!
Еще забавнее короткие фразы из анаграмм. Следующий список принадлежит поэту и мастеру словесных игр Дмитрию Авалиани: вижу зверей - живу резвей; инок вязнет - кони звенят; увидимся - удивимся, отспоримся - опростимся; слепо топчут - после почтут; не дурак - не краду; он ее любил, но ее блюли; Пушкина слово - волос, пушинка; жил не давил - лжи не видал.
Авалиани придумал и такие своеобразные фокусы-анаграммы:
Откровение: окно и ветер; вечность: свет - ночь; терпенье: не теперь; демократия: моет дикаря;
капитализм: пик зла и мат; лаконизм: замолкни!
В каждом из этих примеров слева от двоеточия - некое слово, а справа - его "толкование", состоящее из нескольких слов, все буквы которых вместе как бы образуют анаграмму исходного слова.
Возможности игры значительно расширяются, если переставлять буквы не в каком-то одном слове, а в небольшом тексте, причем полученный блок "анаграмм" должен образовывать осмысленную фразу:
Хулиган! - ух и нагл!; учительница, - учти и нацель!;
за буржуазию - разбужу Азию!; nмертность - есть монстр;
Карпов - мастер, - Каспаров - метр; сия сцена - сенсация;
не спи, дитя! - стипендия; обычно верна - новобрачные;
мне ровесник - современник; традиция с нами - администрация;
прите во власть! - правительство; усни, милок - консилиум;
ноет, горда - недотрога; куклы Ани - каникулы;
а пиво нести? - воспитание; а шли мы не зря - размышления.
Как видите, всюду наборы слов слева и справа от тире состоят из одних и тех же букв, а в результате получаем забавное предложение. А вот смешной пример двух фраз-анаграмм с противоположным смыслом:
Ну-у, жара сегодня! - А я дрожу на снегу!
Михаил Крушинский, большой знаток и коллекционер анаграмм, проводя однажды их конкурс, сделал несколько интересных выводов. Так, он заметил, что следующий перл может принадлежать только москвичу:
Розги Лужкова - гроза жуликов!
Имеется и анаграммное мнение о губернаторе Краснодарского края:
Лебедя рык - беде ярлык.
Теперь прочтите послание главному коммунисту страны:
Зюганову: "газую вон!"
Автор этой анаграммы объясняет свою точку зрения так:
Зная партию, я партизаню.
Впрочем, досталось и демократам:
Демократия! - О дитя камер!
Понятно, что несколько слов вполне могут составить одно слово, у нас были примеры из двух, трех и четырех слов. Но если не ставить задачу, чтобы при этом получалось предложение, то число слов можно увеличить. Вот как слово из 21 буквы представляется в виде семи трехбуквенных (похоже, это рекорд):
достопримечательность = тон + меч + тир + ось + ель + сад + пот
Удивительное открытие сделал один изобретатель анаграмм: он доказал, что название чуть ли не любой станции московского метро можно составить из двух слов. Такие разложения он назвал "метроанаграммами". Приведем 10 наиболее эффектных примеров:
Лубянка = лук + баян, Отрадное = тенор + ода,
Тверская = свая + трек, Братеево = вера + обет,
Арбатская = табак + ряса, Каховская = каска + хвоя,
Владыкино = диван + лыко, Чертановская = червяк + соната, Баррикадная = рябина + драка, Коломенская = меняла + кокос.
Появились в наше политизированное время и "политикоанаграммы":
Кириенко = не окрики, Жириновский = рискни! живой?,
Путин = ну тип!, Зюганов = загоню в...
Новодворская = ровно воск, а яд!, Чубайс = чуй бас!
Примаков = пиво - мрак, Явлинский = влияй! Сник...
Хакамада = а дамка - ах! Селезнев = зелен. Все!
И, наконец, анаграмма-стих Авалиани, в которой вторая строка получается из первой перестановкой букв:
С мая весной
сам я не свой.

Палиндром (от греческого "palindromos" - "бегущий обратно", "возвращающийся"), или перевертыш, - это слово, фраза, стихотворная строка, вообще любой текст, который одинаково читается в обе стороны: - слева направо и справа налево. Начнем со слов-палиндромов: мим, дед, наган, заказ, шалаш, ротатор. Вероятно, семь букв - рекорд для русского языка.
Даже самый первый крик новорожденного легко переводится на язык палиндрома:
Я вижу маму - жив я!
А вот двустишие Д. Авалиани, написанное безупречным гомеровским гекзаметром, с обращением к великому эллину (обе строки - палиндромы):
Море могуче. В тон ему, шумен, отвечу Гомером:
Море, веру буди - ярок, скор, я иду буревером...
Палиндромы придумывали многие знаменитые поэты. Автором распространенного перевертыша является великий русский поэт А. Фет.
А роза упала на лапу Азора.
Другой классик, Г. Державин, однажды воскликнул:
Я иду с мечем, судия!
У гениального словесного экспериментатора В. Хлебникова есть длинное стихотворение "Перевертень", в котором все строчки можно прочесть и в обратном порядке. Написанное в 1913 году, оно является первым палиндромным стихотворением на русском языке. А вот другой образец его палиндромной поэзии:
Кони, топот, инок.
Но не речь, а черен он.
Идем, молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Великолепный стихотворный образчик принадлежит перу В. Скорцова, причем довольно трудный, ибо "наизнанку" читается не каждая строка в отдельности, а все стихотворение целиком (и название палиндромично!)
Уведу деву
О, вижу деву! Но - коли не жена?
Шорох... Она не жена ведь!
Тяну за руку к себе
Скуку раз унять:
Дева не жена, но хороша!
Нежен и локон... Уведу живо!
Краткий, но вместе с тем глубокий отзыв-палиндром написан на роман Бориса Пастернака "Доктор Живаго":
У "Живаго" Бога вижу.
Многие современные поэты также увлекаются палиндромами. У Андрея Вознесенского даже один из сборников стихов имеет палиндромное название: "Аксиома самоиска".
Давно стали классическими такие "афоризмы": Аргентина манит негра (а в ответ аргентинец ценит негра); торт с кофе не фокстрот; кит на море романтик; не гни папин ген; Лёша на полке клопа нашёл.
Любители словесных игр составляют не только предложения, но и маленькие рассказы и стихи, которые одинаково читаются, с какой бы стороны за них ни взяться. Приведем несколько смешных фраз-палиндромов:
А закусили с указа; и любит Сева вестибюли; удавы рвали лавры в аду; лилипут сома на мосту пилил; лимузин изумил; а луна канула; лихач, а хил; ах, у печали мерило, но лире мила чепуха; да, искать такси - ад; огонь - лоб больного; ишак ищет у тещи каши; осело колесо; ежу - хуже!; ковал поп поплавок; фрау и леди сидели у арф; я сличил то и то - вот и отличился; и ломбард - раб моли; пил вино он и влип; ад я лишил яда!; я или суетен, или не те усилия?; мир, о вдовы, водворим!; у тени или мафии фамилии нету; уж редко рукою окурок держу; СОС! Около меня молокосос; увижу бабу - живу.
Фольклорные анаграммы когда-то звучали в балаганных представлениях. "На в лоб, болван!" - говорил один скоморох другому, ударяя того по голове. "На в лоб, болван!" - отвечал другой, симметрично отражая, возвращая первому как удар, так и фразу.
Самый короткий палиндром - междометие или восклицание - состоит из одной буквы - О! Это, очевидно, абсолютный рекорд. А самое длинное слово-палиндром на русском языке, как мы знаем, содержит семь букв. На английском языке есть палиндром из 11 букв: kinnikinnik (разновидность табака). Самым длинным палиндромом мира является финское слово saippuakivikauppias, которое означает "торговец золотом". Следующую латинскую фразу-перевертыш из 25 букв и сейчас можно увидеть на некоторых купелях для крещения младенцев в Греции и Турции: Nifon anomhmata mh monan ofin ("Не только омой лицо, но и смой грехи мои").
Самая длинная палиндромная композиция составлена в 1987 году американцем Эдвардом Бенбоу и содержит 100 тысяч слов. Она начинается словами "Al, sign it, Lover!..." и заканчивается, естественно, так: "...revolting, Isla". Сэкономим место и не станем целиком приводить этот монстр.
И еще один рекорд. Самый длинный палиндромный роман "Доктор Оквард и Олсон в Осло" содержит 31594 слова, он был написан Лоренсом Левиным, тоже американцем, в 1986 году.
Прочтите теперь такой замечательный палиндром:
Madam, I'm Аdam.
Между прочим, этой фразой могли завязать знакомство Адам и Ева, если бы, конечно, владели английским.
А легендарный Ной на борту своего ковчега однажды от удивления воскликнул языком палиндрома:
Дед!
А
Тут
Потоп!
Многие газеты и журналы проводят конкурсы на лучший палиндром, и в них участвуют сотни людей, охваченных этой необычной болезнью - палиндроманией.
Некий читатель умоляет: "Я нем и нежен, не жени меня!", другой жалуется: "Нам рак влетел в карман", третий призывает: "Цени в себе свинец". Кто-то подсмотрел, как "Йоган леди видел нагой", а кто-то, обращаясь к своему приятелю, внес бесценный вклад в биографию великого немецкого поэта: "Ведь Шиллер, Том, смотрел лишь дев". Патриот признается:"Город дорог", философ замечает: "Миру - мир, Риму - Рим", шутник шутит: "Я несу чушь! Шучу, Сеня!" Следующие два "опасных" палиндрома поступили на конкурс без подписи: Ленин Нин ел, Лидер Боря яро бредил. А один видный мастер перевертышей издал сборник своих творений, который и назвал палиндромно: "Мухи и их ум".
Перевертыши, как утверждал Велимир Хлебников, это своеобразная поэтическая машина времени, заставляющая нас двигаться не только из прошлого в будущее, но и из будущего в прошлое, от конца строки к ее началу.
Древнейший из сохранившихся палиндромов написан на латыни приблизительно в IУ веке нашей эры. Это фраза Sator Arepo tenet opera rotas, что значит "Сеятель Арепо с трудом держит колеса". Обычно ее записывают в форме квадрата (рис. 1-2). В таком виде палиндром читается четырьмя способами: слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх.
Этому квадрату в древности приписывали некую магическую силу. Некоторые люди до сих пор верят, что загадочные слова, заключенные в нем, спасают от болезней и защищают от злых духов. Квадраты с "сеятелем Арепо" высекались на стенах храмов и дворцов, а в Средневековье появлялись и на фасадах христианских церквей.
Говорят, что в составлении перевертышей пробовал свои силы и сам Наполеон. Во всяком случае, ему приписывается замечательное признание на английском языке: Able was I ere I saw Elba ("Я был силен, пока не увидел Эльбу".) Вот еще один английский палиндром (не для детей): Sex at noon taxes, что в переводе значит - внимание правоохранительных органов! - "Секс в полдень облагается налогом". Кстати, имейте в виду: А путана тупа. После таких дел в самый раз воспользоваться следующим палиндромом: Мыло голым!
Раз уж мы вступили на столь скользский путь, то приведем такой нескромный палиндром: А Петр Еву лапал у вертепа. Для любителей светской хроники сообщаем, что у депутата Госдумы Ирины Хакамада появился возлюбленный, украинский хлопчик по имени Адам. Судите сами: Адама кахана - Хакамада.
Во время финансового кризиса, когда у нас погорели многие банки, огорченный Авалиани воскликнул: Ох, увял банк! На, бля, в ухо!
Время неумолимо, и старые палиндромы уходят на покой, уступая дорогу новым: Мы доломались, сила - молодым! С этим призывом автор книги и обращается к своим читателям.

Каркас.
Известна старинная головоломка, в которой надо найти набор слов, содержащий все 33 буквы алфавита, по одному разу каждую. Вот подходящий набор из девяти слов: бык, вяз, гной, дичь, плющ, съём, цех, шурф, этаж, или два набора из восьми слов: фаэтон, жёлчь, въезд, хрящ, гюис, шпик, бык, ум; князь, объём, паж, свищ, хрыч, цуг, шлейф, этюд. И наконец рекордный набор из семи: въезд, гюйс, жмых, пятница, кэб, шурф, щелочь. Меньшим числом слов не обойтись.
Заданию можно придать более увлекательную форму, если договориться, чтобы слова образовывали какую-нибудь осмысленную фразу, например: Ёж съел буй, чад гюрз, эф, хвощ, мышьяк, птиц! (неплохой "обед" из девяти слов). Еще два предложения из девяти и восьми слов: Друг мой эльф! Яшке б свёз птиц южных чащ!; Эх, чужд кайф, сплющь объём вши, грызя цент.
А рекордная фраза тоже состоит из семи слов, она принадлежит Алексею Ханяну и напечатана в "Комсомольской правде": Любя, съешь щипцы, - вздохнёт мэр, - кайф жгуч. Можно ли считать фразу осмысленной? Сам автор так толкует ее: если очень кого-то любишь - слопаешь и шипцы, притом с удовольствием! Во всяком случае, для мэра Москвы не жалко, это вам не какой-нибудь экс-граф.
В интересной игре каркас выбирается несколько согласных, а гласные (а также буквы й, ъ и ь) используются в любом количестве. Слова как бы натягиваются на каркас, образованный из согласных, которые разрешается переставлять в любом порядке. Пусть выбраны буквы к, н и т. На этот каркас натягиваются следующие слова: кант, танк, кнут, канат, накат, ткань, тоник, тоника, нытик, октан, нитка и т. д. Понятно, что побеждает тот, у кого слов больше.
В основе этой игры лежит свойство согласных образовывать "скелет" слова. Если вычеркнуть из текста все гласные, то его часто удается восстановить. Например, классическую фразу Волга впадает в Каспийское море нетрудно прочитать и в сокращенном виде: Влг впдт в Кспск мр.
В русском языке нет существительных, состоящих из одних гласных. Но уже одна согласная позволяет успешно играть в каркас. Так, на букву л натягиваются слова: алоэ, аул, елей, ил, июль, лея, лье, улей, эль, юла, ял. А если допустить ее больше одного раза, то число слов увеличится: аллея, лилия и т. д.
Чтобы игра протекала веселее, можно, обходясь всего одной согласной, придумывать различные фразы, например, с той же буквой л:
Алло! Элла, у Аллы лилия алая? А у Лили алоэ!
А вот примеры с буквами б, д, м, р, т и щ (все их придумал С. Федин): Бобби, убей боя и бей бабу у баобаба; дядя, дай Аиде яда и иди; мама, умой мою Эмму; у Юры аэрарий - рай!; эй, тетя, это ты там?; еще ощущая, ищу щи.
Большой знаток словесных игр Сергей Федин придумал также игру гласность (может быть, в честь отца нашей перестройки Михаила Горбачева). Требуется придумывать фразы или какие-нибудь тексты, используя только одну гласную. В "гласности" гораздо больше возможностей, чем в "согласности". Игра напоминает тавтограммы, и в ней гораздо легче сочинять рассказы и стихотворения. Вот стих автора этой игры с буквой е:
Вермеер, вереск, велеречье
В вечерней мгле,
В весенней неге -
Немеет в ветре-печенеге
Влеченье древнее к земле и т. д.

Метаграммы.
Слово, которое получается из данного при замене одной ее буквы на другую, называется метаграммой. Основанную на метаграммах игру цепочки слов придумал Льюис Кэрролл, автор всеми любимой "Алисы в стране чудес". В ней строятся цепочки метаграмм между двумя выбранными словами. Выигрывает тот, чья цепочка короче.
Вот простейшая цепочка мама - папа, ее легко составит и первоклашка: мама - лама - лапа - папа. Часто встречаются четырехбуквенные "звери", которые превращаются друг в друга: коза, волк, слон, пони, лиса, барс, конь, гусь, аист, тигр, лось и т. д. Посмотрите, как коза становится волком, лисой или барсом: коза - поза - пола - полк - волк; коза - лоза - луза - лупа - липа - лиса; коза - кора - кара - фара - фарс - барс.
Для тренировки можно играть и в более простую игру, соревнуясь в количестве метаграмм для того или иного слова. Так, дом порождает десять метаграмм: ком, лом, ром, сом, том, дым, дог, док, дол, дот, а кочка - целых 13: бочка, дочка, мочка, ночка, почка, точка, качка, кичка, кучка, ковка, колка, корка, кошка.
Интересны такие пары крайних слов в цепочке, которые представляют собой какое-нибудь противопоставление. Одна из самых популярных головоломок - сделать из мухи слона. Долгое время считалось, что цель достигается за 16 ходов: муха - мура - тура - тара - кара - каре - кафе - кафр - каюр - каюк - крюк - урюк - урок - срок - сток - стон - слон. Но недавно два любителя словесных развлечений укоротили цепочку в двух ее участках. Один из них на два хода быстрее осуществил переход муха - каюк, а другой, также на два хода, ускорил переход каюк - слон (правда, в обоих случаях были использованы весьма редкие слова, которые найдешь не в любом словаре).
Каждый из рекордсменов был уверен, что его достижение невозможно превзойти. Однако нет ничего проще, ведь достаточно сковать две найденные полуцепочки в одну цепь!
Муха - мура - мара (разновидность тумана) - пара - парк - паук - каук (теплая одежда у эскимосов) - каюк - каик (турецкое судно) - клик - клин - клон - слон. Итого, 12 ходов; похоже, на сей раз установлен абсолютный рекорд!
Приведем еще несколько интересных находок. Ночь сменяет день за пять ходов, река впадает в море за восемь, а если есть тесто, то через десять ходов будет готова булка. Попробуйте превзойти эти рекорды.
Занятны и многократные превращения. В следующей цепочке миг дает нам час, потом год, вскоре возникает век, и в конце концов наступит новая эра. Это удивительное путешествие во времени занимает 17 ходов: миг - маг - май - чай - час - чад - гад - год - гид - вид - вис - вес - век - бек - бок - боа - бра - эра. Но если не ставить промежуточных целей, то переход осуществляется всего за шесть ходов: миг - мир - мор - бор - боа - бра - эра.
Конечно, устраивать состязания, у кого цепочка короче, не столь интересно, если заранее не знать, существует ли хоть одна из них. Даже многие короткие слова не имеют метаграмм и, значит, ни в какие цепочки не попадут. Известный ученый М. Гервер предложил более увлекательные правила игры. При каждом ходе по-прежнему появляется лишь одна новая буква, но разрешается также менять порядок букв в слове.
Сложность нахождения цепочки метаграмм состоит в преобразовании гласных в согласные и наоборот. Вот почему так долго муха превращалась в слона. На месте двух гласных появились две согласные, а одна согласная сменилась гласной. Автор усовершенствованной игры сделал из мухи слона всего за пять ходов, а коза превратилась в волка за три: муха - хула - луна - лунь - ноль - слон; коза - коса - воск - волк.
Вторая цепочка, очевидно, рекордная, так как три новые буквы не могут появиться быстрее, чем за три хода. В классическом превращении муха - слон крайние слова состоят из разных букв, и поэтому можно рассчитывать на цепочку из четырех переходов. Абсолютный рекорд установил Ю. Фокин: муха - хлам - холм - слом - слон, причем по сравнению с цепочкой Гервера здесь исключено числительное ноль.
А вот забавная загадка-метаграмма:
С "с" - он качества разряд, (сорт)
С "т" - питательный и сладкий, (торт)
С "б" - участок корабля, (борт)
С "к" - спортивная площадка. (корт)
Существует довольно неожиданная гипотеза, согласно которой для любых двух слов или понятий, даже весьма далеких друг от друга, можно построить цепочку ассоциаций, состоящую не более чем из шести слов.

Японские кроссворды. История.

История использования сеток с числами в головоломках достаточно велика.
Еще в начале века они использовались как дополнительное задание к обычному кроссворду, чтобы закрасить "лишние" клеточки.
В 1987 году дизайнер-оформитель Нона Ишида (Non Ishida) в Токио выиграла конкурс на лучший рисунок, который был составлен, используя свет из окон небоскреба.
Это подтолкнуло ее к созданию головоломки, идея которой заключалась в необходимости закрасить нужные клеточки в сетке и тем самым составить рисунок. В 1988 году Нона Ишида опубликовала в журнале первые три головоломки, которые она назвала "закрашиванием окон". Приблизительно в это же время Тецуя Нишио (Tetsuya Nishio) независимо от Ноны Ишида в другом журнале также опубликовал подобные головоломки.
В 1989 Нона Ишида показала свою головоломку Джеймсу Дэлгети (James Dalgety). Он предложил ей коммерческое сотрудничество, и вскоре, в 1990 году первые Нонограммы (Nonograms - а именно так они назвали свое детище) появились на страницах крупнейшего британского издания "The Telegraph". Уже в 1993 году они печатались в крупнейшей японской газете "Mainich". В том же году выходит и первый сборник головоломок, изданный в Англии "Pan Books", а также японский аналог этой книги. Позже Нонограммы стали популярны в США, ЮАР, Швеции, а затем и во всем мире.
К 1995 году было издано четыре книги Нонограмм. В 1996 году Нона Ишида прекратила свое сотрудничество с "The Telegraph", и Нонограммы стали называться Гриддлерами (Griddlers).
Сейчас японские кроссворды (а именно так мы называем Гриддлеры) популярны во всем мире, их можно увидеть в журналах, газетах, в виде компьютерной или карманной игры.
В последние два года они завоевали популярность и среди россиян.

По материалам James Dalgety ("The TelegraphT" и "The GriddlersT").

Японские кроссворды. Правила.

1. Японский кроссворд представляет собой зашифрованный рисунок, в котором количество цифр слева от рядов и сверху над колонками показывает, сколько групп черных клеток находится в соответствующей горизонтальной или вертикальной линии. А сами цифры определяют, сколько черных клеток содержит соответствующая группа. Например, три числа - 4, 2, 7 - обозначают, что в этом ряду есть три группы, состоящие: первая - из четырех, вторая - из двух, третья - из семи слитных черных клеток. Нумерация групп слева - направо и сверху - вниз.
2. Группы разделены одной или несколькими пустыми клетками.
3. Группы не обязательно начинаются от края поля, т.е. пустые клетки могут быть и по краям.
4. Так что закрасьте все черные клетки, определив, сколько пустых клеток находится между группами черных клеток, и если вы все сделаете правильно, то получится картинка.
5. Если в процессе решения вы будете отмечать не только найденные черные клетки, но и места расположения пустых клеток (например, отмечая их точками), это облегчит выполнение рисунка.

Рассмотрим простой пример решения Японских Кроссвордов (рис. 1).

рис. 1

Начинать рисовать проще всего с самой большой группы клеток. Применительно к нашему примеру это третья колонка, которая содержит две группы из 1 и 8 клеток. Всего в колонке содержится 10 клеток, поэтому первая в колонке клетка будет закрашена, далее следует пустая клетка, и затем оставшиеся 8 клеток можно смело закрасить. Теперь обратим внимание на строки. Третья и четвертая строки содержат по одной группе из 5 клеток, поэтому эти строки будут закрашены полностью. Во второй строке находятся две группы по 2 клетки и разделяющая их пустая клетка (рис. 2).

рис. 2

Вновь вернемся к колонкам. Первая колонка содержит всего одну группу, состоящую из 3 клеток. Все они закрасились в процессе предыдущих действий. Это означает, что все остальные клетки в этой колонке останутся пустыми. Вторая колонка также содержит одну группу, но из 5 клеток. Как они должны расположиться на рисунке? Рассмотрим шестую и седьмую строки. В них всего по одной закрашенной клетке. Таким образом, 5 клеток из второй колонки будут закрашены до шестой строки (рис. 3). Аналогичным образом закрашиваем первую группу из 5 клеток в четвертой колонке (рис. 3).

рис. 3

Последние шаги на пути разгадки нашего кроссворда это закрасить 3 клетки в восьмой и десятой строках и 2 клетки в девятой строке. Первые две клетки в этих строках непременно будут пустыми (так как первая и вторая колонки содержат всего по одной группе уже найденных нами клеток). Таким образом, закрашиваем оставшиеся клеточки и получаем загаданный рисунок - "ключ" (рис. 4).

рис. 4


Вернуться к Новостям